ЕПИСКОП ЯКУТСКИЙ И
ВИЛЮЙСКИЙ ИАКОВ
(1884-1889)
О БИБЛИОТЕКАХ И КНИГАХ

В текущем 2016 году исполнилось 130 лет со дня организации Якутской городской библиотеки им. Виссариона Григорьевича Белинского, которую горожане в просторечии называют «Белинка». Общеизвестно, что учредителем библиотеки (а тогда она называлась «Якутская городская публичная библиотека») был епископ Якутский и Вилюйский Иаков (Домский). Преосвященный Иаков (1823-1889), выпускник Санкт-Петербургской духовной академии, кандидат богословия, профессиональный журналист и православный писатель. С 1861 по 1883 годы будущий епископ нёс различные послушания в духовные семинариях России (преподаватель, инспектор, ректор). На Якутскую кафедру назначен в январе 1884 года.
В научный оборот введен комплекс документов, освещающих вклад Преосвященного Иакова в деятельность книжного собрания. На свои средства архиерей содержал библиотеку: пополнял фонд, платил библиотекарю жалованье, покупал все необходимые вещи и оборудование.
По благословению епископа Иакова, библиотеке была уготована долгая жизнь. До революции публичная библиотека была единственной общедоступной (то есть бесплатной), а к концу первого десятилетия ХХ века – хранилищем самого крупного в городе книжного собрания.
Преосвященный Иаков также внёс большой вклад в развитие православных библиотек. Специально для церковных библиотек края архиерей составил «Список книг, подлежащих к выписке для церковно-приходских библиотек Якутской епархии». Употребляя современную библиотековедеческую терминологию, можно сказать, что епископ составил библиотечное ядро. В списке были труды наиболее почитаемых отцов церкви (Иоанна Златоуста, Ефрема Сирина, Тихона Воронежского), книги по сельскому хозяйству, медицине, строительству. Кроме этого, по благословению епископа Иакова были созданы первые библиотеки при церковно-приходских школах Якутии. Таким образом, Преосвященный заложил фундамент православных библиотек, фондами которых якутяне пользовались до 1920 года. Примечательно, что епископ назвал три книги, распространенные среди христиан и имеющие благодатное влияние на людей всех званий и сословий. Это Библия, открывающая тайны неба, вечного царства и судьбу временного мира; Четьи-Минея, изображающая подвиги богомудрых людей, и книга «О подражании Христу», которая, по мнению владыки, представляет высочайший образец нравственности (автор книги – Фома Кемпийский; трактат опубликован в XV в.). Книга, напомню, начинается так: «Царствие Божие внутри вас, говорит Господь наш. Обратись ко Господу из глубины сердца своего, оставь этот жалкий и презренный мир, и душа твоя обретет покой».
Надо заметить, что дореволюционный Якутск имел устойчивые культурные традиции, в частности, книжные, уходящие корнями в XVII век. Так на нотной рукописи, хранящейся в Государственной Публичной научно-технической библиотеке Сибирского отделения Российской академии наук (г. Новосибирск), одним из ее владельцев сделана надпись следующего содержания: куплена “в Якуцком остроге на великой реке Лене в лето 7156-е” (1647–1648 гг.).
Библиотечные традиции формировались в Якутске на протяжении XIX века, начиная с 1808 года, с библиотеки при Якутском уездном училище. Общедоступные книжные собрания появились в 1847 и в 1870 годах. И это не считая домашних библиотек и книжных собраний при учреждениях. Таким образом, учрежденная епископом Иаковом Якутская городская публичная библиотека в ряду общедоступных книжных собраний была не первой.
Среди учредителей названных выше общественных библиотек Якутска были мелкие чиновники, учителя, купцы. Поэтому возникает вопрос, зачем иерарху Русской Православной Церкви понадобилось создавать и содержать светское книжное собрание. Ведь в Якутской и Вилюйской епархии к концу 1890-х годов существовала сеть библиотек Ведомства Православного исповедания.
Следует сказать, что создание иерархом Русской Православной Церкви публичной библиотеки – едва ли ни единственный факт в отечественной истории. Епископы, архиепископы, митрополиты, патриархи обращали внимание и проявляли заботу о библиотеках, им подведомственных: церковных, благочиннических, епархиальных, церковноприходских, училищных, семинарских. Лишь десятилетием позже, в самом конце 1890-х, выявлены факты учреждения архиереями уличной народной библиотеки и библиотеки для народного чтения. Поэтому создание епископом Иаковом в Якутске публичной библиотеки – случай уникальный в отечественной истории.
Возвращусь к вопросу о цели создания Преосвященным Иаковом общедоступной библиотеки. Ответ на этот вопрос имеется в речах Преосвященного Иакова, опубликованных в дореволюционных выпусках журнала «Якутские епархиальные ведомости». Богатый материал содержится в речи, сказанной Преосвященным на заседании Якутского миссионерского общества накануне празднования дня Святых и Равноапостольных братьев Кирилла и Мефодия, создателей славянской письменности (опубликована в июньском и июльском выпуске журнала «Якутские епархиальные ведомости» за 1887 год). Епископ Иаков говорил, что Россия возвысилась просвещением, заимствованным у других народов, и теперь она выполняет миссионерскую деятельность в Азии и, в частности, в Якутии. По мнению Преосвященного, «просветительная деятельность России выражается в проповеди евангельской, в распространении наук и грамотности», для чего «…учреждаются миссии, благотворительные общества, попечительства, комитеты, приходские и домашние школы, церковные и публичные библиотеки, издаются епархиальные ведомости». Таким образом, Россия – с процентами! – рассчитывается за полученные блага просвещения.
Но не одно только рациональное просвещение, по словам архиерея, лежало в основе процветания страны. Цитирую: «Россия возвеличена православною верою, принятою от греков, первоначально посредством азбуки, изобретенной Кириллом и Мефодием. Из этого начала, как из зерна, развились в тысячу лет нравственные силы народа и политические способности, которые выразились в законодательстве, образовании и улучшении жизни…». Поэтому в основание просветительной деятельности положены вечные истины православной веры, а грамотность является средством. В просвещении епископ Иаков видел средство для улучшения народной жизни и нравственности, Преосвященный считал, что научные знания улучшают внешнюю жизнь.
Дальнейшее развитие мысли епископа Иакова о просвещении получили в «Слове “о правде и мире”» (июнь 1888 года). Архиерей говорил: «Книжное образование исторгает невежественный народ из грубой чувственности … Обогащая ум знаниями, дает возможность устроиться в домашнем быту, приноровиться к условиям общественной жизни, усвоить полезные изобретения и, главное, - понимать дарованные ему права самоуправления, высказывания своих нужд … Облагораживая народ нравственно и возвышая умственно, образование заметно уравнивает его с прочими сословиями в правах, … призывая к деятельному участию в общественной жизни…».
Примечательно, что эти же рассуждения положил в основу лидер народа саха Василий Васильевич Никифоров, десятилетием позже создавший Якутскую бесплатную народную библиотеку-читальню (1898). Биограф Васильева Ириада Клиорина писала, что Никифоров желал «… приобщить к науке наибольшее число своих соплеменников, привить … желание расширить свой кругозор…».
Грамоту, печать, книги и литературу Преосвященный Иаков считал надёжным и могущественным средством к обучению людей, особенно необразованных, всякой правде, истине в словах и делах, непоколебимой честности и благонравию! И если мирская литература учит житейской правде: исполнению обязанностей, соблюдению договоров и обязательств, - то духовная письменность учит небесной правде: самоотвержению в подвигах добродетели, пренебрежению тленного мира, нравственной усовершимости и союзу с Богом – источником вечных благ.
В заключение не могу не процитировать афористические высказывания владыки Иакова о книге и книжности. Преосвященный писал: «Книги – лучшие советники в жизни, весьма доступные, неизменные, не требующие платы. …многие обязаны своим возвышением и исправлением хорошим книгам … благодеяния книг неисчислимы. Это сокровище мудрости, движущая сила, совершившая великие перевороты в науке, политике и – жизни».

Захарова Т.В., канд. ист. наук,
научный сотрудник ИГИиПМС СО РАН


Честь имею объявить...

История библиотек – заведений тихих, мирных, немножко «не тот мира сего» - это всегда история подвижничества, жертвенности, самоотдачи и настойчивости. Пожалуй, последнее качество самое необходимое. Иначе как объяснить факт появления публичной городской библиотеки в Якутске в 1886 году, после стольких лет мытарств, убеждений, доказательств, что библиотека доступная для всех нужна городу (хотя бы для того, чтобы придать лоск благородства и просвещенности нашему городу, тогдашнему центру огромного пространства северо-востока). Нельзя сказать, что до 1886 года библиотек в городе не было вообще. Во-первых, политссыльные – люди просвещенные – везли с собой книги и организовывали какие-то библиотечки, была организована «Компания в выписке книг и журналов для чтения в Якутске», а также частная библиотека купца М.А. Шестакова на 7 тысяч книг. Но уже в 70-х годах они вынуждены были закрыться, ибо не нашли материальной поддержки у местных властей.
В 1882 году вновь поднимался вопрос об организации общедоступной библиотеки. От имени читающих горожан выступил некто Кирик Трифонов, гражданин мещанского сословия: «дабы городские обыватели могли знать, что твориться на свете».
В протоколах городской думы за март 1882 года сохранился ответ, который был дан мещанину Трифонову, а в его лице и всей читающей публике Якутска:
«Не имея в настоящее время достаточных городских средств и не встречая в этом особой надобности, решили оставить эту затею до увеличения городских средств».
- Не правда ли, как знакома и узнаваема ситуация?! Проходят годы, десятилетия, века, а у власти всегда не находятся средства и надобности… ведь всегда есть дела поважнее, чем библиотека, книги, чтение…
Казалось бы. Можно и руки опустить, ну нет средств в казне, помещения опять же нет (не строить же специально!), да и библиотекарей тоже нет. А горожане хотят читать, этот «вирус» занесли в богом забытый город и политссыльные, и учебные заведения, действующие здесь способствовали духу просветительства, да и духовенство было заинтересовано в грамотности населения и чтения оным религиозной литературы.
Одним словом, через четыре года, то есть в 1886 году, под давлением общественности было принято решение об организации в городе публичной библиотеки.

Епископ
Якутский
и
Вилюйский Иаков
(1823-1889 гг.)

Якутский
губернатор
Константин
Николаевич
Светлицкий
(1842-)

Николай
Иосафович
Москвин
(1886-1889 гг.)

Губернатор
Якутской
области
Иван Иванович
Крафт
(1907-1913 гг.)

Епископ Якутский и Вилюйский, Преосвященный Иаков – вот кому обязаны своей историей нынешние библиотекари ЦГБ. Вглядитесь в это лицо, его надо запомнить. Это он проявил ту самую настойчивость (качество позже присуще всем библиотечным работникам, ибо с первого раза ничего не дается и не делается, все время надо доказывать) и доказывал, и доказывал, и доказывал… и доказал, итак как обратившись в начале 1886 года к якутскому губернатору К.Н. Светлицкому с ходатайством об открытии библиотеки 1-го апреля с.г. разрешение было получено (хорошо, что тогда не были приняты первоапрельские розыгрыши). Иаков, получив разрешение, начал энергично собирать книги. По его просьбе ему помогала городская интеллигенция, фамилии первых дарителей Н.И. Москвин (первый библиотекарь) старательно увековечил в первом же отчете библиотеки: Кокоулин, Климовский, Амосов, Шахурдин, Бурнашев, Зединизов, Цимакуридзе и др. Наиболее крупными дарителями стали губернатор К.Н. Светлицкий и, как ни странно, жители г.Иркутска Белоголов В.А. и Сибиряков И.М. На призыв из далекого Якутска о пожертвовании книг откликнулись даже из столицы Российской империи – Санкт-Петербурга: Вольное экономическое общество и духовная Петербургская консистория прислали около 50 книг. Возвращаясь к личности епископа Иакова, кого бы по праву можем считать основанием нашей библиотеки, хотя отметить, что годом своего рождения – 1823 – он современник многих видных деятелей культуры, искусства. Литературы: Пушкин, Толстой, Достоевский, Чехов, Белинский, Гоголь и многие другие. Родился в Подольской губернии в семье священника. В миру его имя Иероним Петрович Домский. В Якутске прибыл из Благовещенска, где служил в духовной семинарии. Он и там все радел за библиотеки, организовывал сбор книг в библиотеку семинарии.
Исторические факты свидетельствуют об удивительном благородстве и бескорыстии этого человека. Он не только организовал сбор книг для городской библиотеки, но и отдел во временное пользование два отлично изданных альбомов с репродукциями картин известных художников. А стоили эти альбомы баснословно дорого – по 600 царских рублей каждый!
Читая исторические и архивные материалы, еще раз убеждаешься в метком выражении, что «история учит тому, что ничего не учит». Я думала, что факт открытия библиотеки сначала на бумаге, а потом долгие муки подбора помещения, комплектования фонда, приобретение – явление типично бюрократически-советское, ан нет! Точно по такой же схеме открылась наша выстраданная, а позже – многострадальная библиотека. Разрешение было получено, за неимением помещения пока разместили в Общественной зале городской управы. Дали объявление «Честь имею сообщить, что 9 апреля 1886 года и т.д….» Библиотека двери распахнула, а книг – нет, их еще только собирают Иаков, самоотверженные интеллигенты и прочие учащиеся. Поэтому с момента открытия работал только читальный зал, в котором можно было почитать газеты за прошлый и текущий год.
Лавки Гостиного двора, в котором помещалась библиотека в 1887 г.

Вот так, собственно и начиналась наша прабиблиотека. Конечно, находиться публичной городской библиотеке в Городской управе было негоже и приглядели городские власти пустующую торговую лавку в Гостинном дворе, вида непрезентабельного, но… (не правда ли, здесь так и просится аналогия с выделением бывшей бани под нашу библиотеку, но это уже при Советах!). Вот в этой тесной, неприспособленной лавке и просуществовала наша прабиблиотека 24 года (т.е. с 1887 по 1911 гг.). Позже там рядышком и краеведческий музей устроился.
Статус городской публичной библиотеки был официально утвержден 27 января 1887 года, а вот вопросы финансирования утверждены не были (тут уж, дорогой и догадливый читатель, ищи аналоги самостоятельно (есть тому примеры!). Посему еще целый год (до 1888 г.) все тот же благородный и бескорыстный епископ Иаков выделял свои личные средства на жалованье библиотекарю, на покупку книг, на подписку газет и журналов (интересно, сколько же получали сами служители культа?) И Москвин, и Иаков неоднократно обращались в Думу города с просьбами о помощи библиотеке. Сохранилось письмо первого библиотекаря в городскую управу Н.И. Москвина: «Дефицит городского бюджета мне хорошо известен, но при желании можно сделать многое: дать готовое помещение, передать в библиотеку дубликаты законов, разные справочные издания и сибирские газеты, а также текущие газеты через 10 дней после получения их в управе…» (мне вспомнилась история куда более близкая, когда организованный сектор муниципальной информации ЦГБ тоже буквально умолял мэрию предоставлять ей местные решения, это был 1995 год).
Библиотека открылась, работала, а все еще шла переписка об изыскании средств на книжные шкафы, на зарплату библиотекаря, на переплет книг, на приобретение мебели, на освещение помещения (все знакомо, знакомо, знакомо…). Через год отчаявшийся Москвин просил если уж не шкафы, то хотя бы сундук приобрести для хранения поступающих книг. Хроническое отсутствие денег на содержание библиотеки привели к тому, что с 1889 г. до 1912 (22 года!!!) библиотека перестала быть общедоступной, ибо пользование его стало платным. Цены были разные от 5 рублей за год до 65 копеек за месяц. Да, и здесь были привилегированные читатели. Кто бы вы думали? Это служащие городской управы пользовались библиотекой бесплатно (кроме них для социальной справедливости добавили неимущих учащихся семинарии и реального училища).
Любопытно, но факт, что в первые годы в библиотеке очень не хватало художественной литературы (она составляла всего 17 % от всего фонда), а якутянам так хотелось читать Л. Толстого, Н. Гоголя, Ф. Достоевского, М. Щедрина, В. Шекспира, Ф. Шиллера, Ч. Диккенса и др.
Отсюда пошло снижение читателей, от 57 человек в год открытия до 28 человек в 1890 году.
Может быть публичную городскую библиотеку и постигла бы участь предшественниц, т.е. она бы без дотаций тихо себе хирела-хирела, пока бы окончательно не захирела. Но…ах, недаром губернатор И. Крафт числится благодетелем библиотечного дела республики! Ибо если бы не Крафт, то не состоялась бы строительство здания одного из красивых в тогдашнем и нынешнем Якутске, не произошло бы слияния государственной (нашей) библиотеки с общественной библиотекой-читальней, не была бы создана при Думе библиотечная комиссия, ведавшая делами и финансирования, и принятия нового устава, и комплектования, и главное – именно при Крафте с 1912 года Публичная городская библиотека вновь стала бесплатной и перешла на ежедневный режим работы (что ж, по праву в парадном зале Исторического корпуса Национальной библиотеки висит большой портрет губернатора И. Крафта). А нам самое время подумать о подобном же увековечении епископа Иакова.
Помечтаем читатель, может быть в градоначальниках появится у нас «Крафт» нашего времени, и построит он для нашей Белинки специальное здание и по городу запестреют листовки, афиши, растяжки со словами «Честь имеем сообщить, что…числа..сего года открыла двери нового здания ЦГБ им. В.Г. Белинского…» не прошло и ста лет…

Г.П. Иванова, зам. директора
МУ «ЦБС» ГО «Город Якутск»,
Отличник культуры СССР, Заслуженный работник РС (Я)


Городская публичная библиотека в начале XX века

 

Михаил Николаевич
Яковлев,
Заслуженный работник культуры РС(Я). Директор ЯЦБС с 1985-2000 гг.

Городской публичной библиотеке суждено было сыграть большую роль в формировании революционного самосознания якутского народа. В годы революционного подъема большевики получили возможность использовать в революционной работе легальные учреждения, в том числе библиотеки. Якутские ссыльные большевики тоже не упустили этой возможности, вели большую работу по пропаганде революционно-демократической, партийной литературы в стенах городской публичной библиотеки. Ссыльные большевики с 1912 года возглавили городскую публичную библиотеку.
В этом году библиотекой заведовала М.В. Николаева - жена политссыльного, а с июля 1913 г. большевичка М.М. Виленская [2]. Большевики-ленинцы использовали формы и методы библиотечной работы, пропагандируя марксистскую, революционную литературу, потратили немало сил, пополняя книжный фонд общественно-политической, естественно-научной и классической художественной литературой. С этой целью в фонд якутской городской публичной библиотеки были переданы книги из библиотек якутских [3], а часть книг - Среднеколымских политссыльных [4]. Слияние фондов библиотек двух основных центров политссылки Якутии качественно изменило структуру книжного фонда городской публичной библиотеки. Фонды библиотек политических ссыльных г.г. Якутска и Среднеколымска по своему составу и содержанию были неоспоримо ценными. В библиотеке якутских политссыльных были такие отдельные работы В.И, Ленина, как «Экономические этюды и статьи», «Пересмотр аграрной программы рабочей партии», «Доклад об объединительном съезде Российской социал-демократической рабочей партии», «Шаг вперед, два шага назад» [5].
Ощутимым незаменимым источником пополнения книжного фонда было пожертвование книг самими читателями, в том числе политссыльными. В течение 1912-1915 гг. в библиотеку поступило от пожертвований около трех тысяч книг. Книги систематически дарили большевики Е. Ярославский, К. Кирсанова, Н. Александрова, якутский писатель П. Черных-Якутский, известный библиограф Н. Грибановский и многие другие. В 1914 г. библиотека получила в дар от В.Г. Короленко 14 авторских книг. Так благодаря усилиям и заботе большевиков, в том числе заведующей библиотеки М.М. Виленской фонд якутской городской публичной библиотеки уже в 1916 г. составлял 12612 [б] томов и по сравнению с 1911 г. вырос более чем в 2 раза. Улучшился качественно и структурный состав книжного фонда. За 1912-1916 гг. резко выросла общественно-политическая часть книжного фонда, в том числе марксистская литература.
Например, в 1914 г. в фонде библиотеки были работы Плеханова «К вопросу о развитии монистического взгляда на историю», В.И. Ленина «Развитие капитализма в России», К. Маркса «Критика некоторых положений политической экономии», З тома «Капитала» [7].
Улучшилось комплектование естественно-научной литературой, и библиотека предлагала читателям книги корифеев естественной науки Дарвина, Менделеева, Сеченова, Тимирязева и других [8].
Лучшей частью фонда являлась художественная литература. В фонде были представлены лучшие произведения классиков русской и зарубежной литературы — В. Белинского, Н. Добронравова, А. Писарева, Л. Толстого, А. Чехова, И. Тургенева, М. Салтыкова-Щедрина, М. Горького, В. Короленко, Бальзака, Гете и многих других [9]. Библиотека систематически выписывала сборники издательства «Знание», идейным руководителем которого долгое время был М. Горький. В сборниках печатались произведения, показывающие жизнь простых людей и революционную борьбу пролетариата.
Большевики-ленинцы в сравнительно короткий срок (1912 - 1916 гг.) сумели организовать действительно боевое и глубоко содержательное ядро книжного фонда, опираясь на которое можно было вести революционно-пропагандистскую работу. Организован хороший книжный фонд, большевики в стенах городской публичной библиотеки развернули разнообразную революционную деятельность, применяя такие методы библиотечной работы, как беседы о прочитанных книгах, о творчестве Белинского, Чернышевского, Пушкина, Лермонтова и других писателей-классиков русской литературы. Они систематически руководили чтением молодых читателей, направляя их чтение по желаемому руслу. Фактически, политссыльные большевики были пионерами не только библиотечного дела, но и руководства чтением. Политссыльные большевики Е. Ярославский, К. Кирсанова, М. Виленская и другие удачно сочетали кружковую революционную деятельность с библиотечной работой. Они заботились об общедоступности библиотеки и добились преобразования библиотеки из платной в бесплатную и ежедневного обслуживания читателей. Эта мера обусловила рост числа читателей из самых широких кругов жителей города, в том числе якутов. Характерным фактом является, что в 1914 г. якуты составляли 20% от общего числа читателей, а учащиеся средних учебных заведений составляли 42% [11]. Известно, что лучшая часть учащихся средних учебных заведений принимала активное участие в работе подпольных молодежных кружков Е. Ярославского. По воспоминаниям Доры Жирковой, Ивана Редникова и других ветеранов революционного движения, члены кружков являлись активными читателями библиотеки. В библиотеке процессом чтения юных кружковцев и политссыльных непосредственно руководили большевики Е. Ярославский, К. Кирсанова, М. Виленская и другие. На занятиях кружков большевики и сами кружковцы читали доклады, устраивали дискуссии, обсуждения. Темы докладов, обсуждений, бесед были самые разнообразные: о жизни и деятельности писателей, о путях и задачах революционной борьбы и т.д.
Эти знания у многих юных якутян-кружковцев пробудили интерес не только к художественной, но и марксистской литературе, впоследствии из них выросли видные общественные, партийные деятели республики — М. Аммосов, П. Ойунский, И. Барахов, С. Васильев, С. Аржаков и другие. Подразумевалось, что на занятиях этих кружков подбирались темы, рекомендовалась литература.
Частыми гостями библиотеки были и политические ссыльные. Большевики рекомендовали им для чтения книги, систематически беседовали о прочитанных материалах, помогали разбираться в теоретических вопросах.
Большевики-ленинцы явились и пионерами в изучении книжного фонда, интересов читателей и впервые начали дифференцированные обслуживание читателей в зависимости от национальных, возрастных, общеобразовательных их особенностей. Начиная с 1912 г, по инициативе большевиков печатались ежегодно отчеты библиотеки, а к отчету 1914 г. прилагалась статья М.М. Виленской «Якуты и книга». В 1914 т. был издан печатный каталог библиотеки. В печатном каталоге дается перечень литературы, имеющейся в книжном фонде, в ежегодных отчетах анализировались состояние фонда, читаемость произведений отдельных авторов. В отчетах и упоминаемой статье М. Виленской характеризуются читатели по уровню образования, социальному положению, национальному составу и по возрастным признакам. Виленская в своей статье раскрывала интересы читателей-якутов, их мотивы к чтению и указывает все возрастающий интерес их к книге. Как показывает М. Виленская, под влиянием большевиков к чтению приохотилась, в основном, молодежь в возрасте от 16 до 30 лет, которая составляет 65% от общего числа читателей-якутов. 42% читателей-якутов являлись учащимися средних учебных заведений, где революционное движение имело большой резонанс. Представляет большой интерес и содержание чтения читателей-якутов. В 1914 году было зарегистрировано 3119 книговыдач по требованию якутов. Один читатель-якут в среднем за год прочел 32 книги. Процент читаемости якутами общественно-политической, естественно-научной литературы намного выше средних показателей библиотеки по этим отраслям знания. Среди читателей-якутов большим спросом пользовались произведения Л. Толстого, А. Пушкина, М. Лермонтова, А. Чехова, Дж. Лондона, В. Гюго, а также сборники издательства «Знание», где печатался роман Горького «Мать». И нет сомнения, что эта книга была настольной книгой многих якутских читателей и воодушевляла их на революционную борьбу. (1969 г.)

Литература
1. Краткий исторический очерк основания Якутской городской публичной библиотеки.- Якутск, 1912.—С. 1.
2. Отчет городской библиотеки за 1913 г. - Якутск, 1914.—С. 2.
3. Полярная звезда. — 1969.—№5. — С. 101.
4. Краткий исторический очерк основания Якутской городской публичной библиотеки. — Якутск, 1912. — С. 9.
5. Якутская городская публичная библиотека: Отчет за 1912 г. — Якутск,
1913 .—С.3.
6. Полярная звезда. - Якутск. —№5. — С. 100-101.
7. Вышеуказанные отчеты библиотеки за 1912-1915 гг.
8. Отчет Якутской городской публичной библиотеки за 1915 г. — Якутск,
1916. —С. 3.
9. Каталог Якутской городской библиотеки. Вып. 1. — Якутск, 1914. — С. 29-30.
10. Там же, с. 47-71, 55-57
11. Отчет Якутской городской публичной библиотеки за 1914 год. - Якутск,
1915.—С .19.
12. Новикова, К.М. Русская литература ХХ века. (Дооктябрьский период) / К.М. Новикова, Л.В. Щепикова, — М, 1965. — С. 25-26.


Второе рождение «Белинки»

До сих пор официальной датой основания нашей библиотеки было принято считать 7 февраля 1938 г.
Это дата опубликования постановления Совета народных комиссаров Якутской АССР, в котором поручалось президиуму Якутского Горсовета организовать в городе Якутске Городскую публичную библиотеку. Горисполком обязали выделить для библиотеки помещение по ул. Красной молодежи, 16; Национальную библиотеку им. Винокурова - передать Городской публичной библиотеке безвозмездно следующие отделы с книжным фондом: абонемент, передвижной фонд, кабинет самообразования.
В книге Г.Ф. Леверьевой «Национальная библиотека РС (Я)» этот период описывается следующим образом: «Якутская национальная библиотека на Пленуме Якутского городского комитета партии поставила вопрос об организации Якутской городской публичной библиотеки и передаче ей некоторых отделов библиотеки с тем, чтобы разгрузить собственное помещение для размещения фондов Национальной библиотеки». Однако только после активного вмешательства Н.К. Крупской в феврале 1938 г. состоялось заседание Совнаркома ЯДССР и было принято постановление «Об организации Якутской городской публичной библиотеки».

К сожалению, мы не имеем сегодня сведений о всех работниках библиотеки, которые 65 лет назад закладывали фундамент нашей библиотеки, но во главе того небольшого коллектива стояла женщина, подлинный энтузиаст библиотечного дела, заслуженный работник культуры РСФСР и ЯАССР Лидия Ивановна Хаенко.
С первого дня организации библиотеки в ней работали Малышева Агафья Ильинична — классификатор, Светличная Агафья Павловна - каталогизатор, Пляскина Сара Михайловна - зав. абонементом, Пономарева Мария Николаевна — зав. читальным залом, Дьяконова Анастасия Васильевна — зав. отделом самообразования.
Уже в сентябре 1938 г. в газете «Социалистическая Якутия» появилась заметка следующего содержания: «Городская библиотека Якутска пользуется большой популярностью среди трудящихся города. Каждый день ее посещают десятки рабочих, служащих, учащаяся молодежь. С начала года библиотеку посетило 19720 человек. За восемь месяцев текущего года ими прочитано 32.652 книги».
Уже к 1940 г. в библиотеку записалось 4,243 читателя, посетивших библиотеку 35.328 раз и взявших 76.835 экз. книг.
В годы Великой Отечественной войны вся работа библиотеки была подчинена задачам военного времени. Библиотекари с книгами и газетами выходили в производственные коллективы. Было открыто 65 передвижек. Работники библиотеки организовывали сбор средств в Помощь Армии, подписки на Заем, отчисляли из своей заработной платы в фонд обороны, шили теплую одежду для фронтовиков. Коллектив библиотеки принимал самое активное участие в работах на полях колхозов республики. Сотрудники библиотеки разгружали на пристани баржи, заготавливали дрова.
В эти годы особенно остро стояла проблема с комплектованием. За три года (1942, 1943, 1944) библиотека получила всего 4025 экземпляров книг. Запросы читателей удовлетворялись только на 20-30%. Здание библиотеки также находилось в весьма неудовлетворительном состоянии. Сохранилась копия обращения директора библиотеки к секретарю городского комитета партии от 6 мая 1947 г.: «Библиотека находится в здании магазина, одна стена не имеет окон совсем, поэтому освещение в библиотеке недостаточное. Читальный зал маленький, всего на 25 мест, темный. Отсутствует изоляция между первым и вторым этажом. При мытье полов на втором этаже вода сверху стекает на книги, а порой попадает и на читателей». В таких условиях библиотека продолжает работать двусменно с 9 до 23 часов. В 1945 г. бюро ГК КПСС рассмотрел вопрос о работе Городской библиотеки, разработал и утвердил план мероприятий по улучшению ее деятельности. По рекомендации постановления Бюро ГК КПСС были увеличены ассигнования на приобретение литературы, подписку периодических изданий. Только в одном 1946 г. было приобретено 5.100 книг и в последующие, вплоть до 1949 г., фонды библиотеки ежегодно пополнялись в среднем на 6,2 тыс. экз. и достигли 62 тыс.
В 1947 г. штат библиотечных работников был увеличен до 19 человек, в 1948 г. библиотеке было присвоено имя В.Г Белинского. С тех пор наша библиотека любовно называется читателями «Белинкой». В том же 1948 г. было принято решение Исполкома Горсовета об открытии детского отдела при библиотеке, который впоследствии был реорганизован в самостоятельную городскую детскую библиотеку.
В 50-60-х годах остро встает вопрос о новом помещении, т.к. увеличивается поток читателей, растет книжный фонд, да и само население города и его потребности в библиотечном обслуживании возрастают. В 1964 г. библиотеке было предоставлено другое помещение, в котором до того находилась баня.
Просторное помещение позволило усовершенствовать структуру библиотеки, внедрить и развивать новые формы и методы работы. Увеличился штат библиотеки, появился читальный зал библиотеки на 100 мест, 2 книгохранилища, отдел внестационарного обслуживания, а на абонементе библиотеки была внедрена такая прогрессивная тогда форма, как открытый доступ к фондам. Сегодня мы могли бы сказать, что библиотека сделала, одна из первых в республике, шаг к созданию безбарьерной среды в обслуживании читателей.
В 1971 г., в связи с появлением в городе других массовых библиотек, нам был присвоен статус Центральной библиотеки города, которая с этого времени стала выполнять функцию методического центра по отношению к городским и пригородным массовым и учебным библиотекам. Создаются специализированные отделы, том в числе справочно-библиографический и методический. Штат методического отдела 2 человека: заведующий отделом и библиотекарь-методист.
В середине 70-х гг. начинается массовый приток выпускников библиотечных вузов Сибири и дальнего Востока, что приводит к омоложению коллектива, появлению новых идей и веяний, внедрению новых форм работы.
Наша библиотека, как и всякий живой организм, переживала и трудные времена, совпавшие с серединой и концом 80-х гг. Аварийное состояние здания привело сначала к свертыванию (частично) работы, а потом и к закрытию библиотеки для читателей и вынужденной консервации фондов. Библиотека, получив временный приют под крышей дома печати, сумела сохранить кадры, творческий потенциал, сформировать фонды, спрогнозировать свое развитие на ближайшие годы. Именно в это время совершенствовалась методическая служба и апробировались такие новые формы методической работы, как библиотечные ярмарки, аукцион идей, защита планов, библиотечные конкурсы, апробировались новые формы массовой работы: литературный ринг, литературный суд, было проведено глобальное социологическое исследование «Мнение о библиотеке читателей, жителей и библиотекарей», которое позволило нам понять, что же хочет наш читатель и сформировать модель библиотеки образца 90-х гг. Поэтому с получением нового здания по ул. Ф. Попова наша библиотека как бы получила новую жизнь. Библиотека начала сразу формировать библиотечную среду благополучную и комфортную для пользователей и работников библиотеки.
С открытием библиотеки в новом, третьем по счету помещении сразу же началось внедрение дополнительных платных услуг. В 1995 г. библиотека была удостоена статуса «Ведущая библиотека республики».
В настоящее время библиотека располагает богатейшим универсальным книжным фондом, насчитывающим более 152 тысяч единиц хранения.
Здесь всегда многолюдно — за год обслуживается свыше 20 тысяч читателей, им выдается более 400 тысяч печатных единиц.
И, несмотря на свой зрелый возраст, наша библиотека устремлена в будущее, постоянно меняется в своем развитии от массовой к подлинно публичной.
Библиотека для общества, библиотека, открытая обществу, - вот идеал, к которому стремится наш коллектив.

Т.А.Тарасова, зав. инновационно-
методическим отделом
МУ «ЦБС» ГО «Город Якутск»,
Отличник культуры РС (Я)


читайте в электронном варианте книги следующие статьи:

«К ИСТОРИИ БИБЛИОТЕКИ» - К.Г Карадчина,  директор МУ «ЦБС» ГО «Город Якутск», Отличник культуры СССР, Заслуженный работник культуры ЯАССР
«ЧТО РАССКАЗАЛА СТАРАЯ ФОТОГРАФИЯ» - Г.П. Иванова, зам. директора МУ «ЦБС» ГО «Город Якутск», Отличник культуры СССР, Заслуженный работник РС (Я)
«ОНА БЫЛА ДУШОЙ ДЕЛА...» - Г.П. Иванова, зам. директора МУ «ЦБС» ГО «Город Якутск», Отличник культуры СССР, Заслуженный работник РС (Я)

 

 

 
html clock часы для сайта html
Besucherzahler
счетчик посещений

 

яковлев МН

 

 

ИЗДАН СБОРНИК №2

 

 

 

 

 

 

 

up